Поведенческий тренинг социальной компетентности

Поведенческий тренинг социальной компетентности (Verhaltenstrainingsprogramm zum Aufbau sozialer Kompetenz) – полустандартизированная тренинговая программа формирования социально компетентного поведения Франца-Йозефа Фельдхеге и Гюнтера Краутана (Feldhege, Krauthan, 1979)  предполагает модификацию поведения и повышение социальной компетентности по четырем поведенческим блокам: улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми; знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком; предъявление обоснованных требований и претензий; преодоление трудных (стрессовых) ситуаций.

Для реализации всей программы требуется минимум 4 месяца при условии, что 7-9 клиентов встречаются дважды в неделю для двухчасовых занятий.

В рамках каждой из тем тренируемый навык подразделяется на несколько простых компонентов - так называемых поведенческих и когнитивных техник. Эти компоненты тренируются по отдельности, причем когнитивная тренировка предшествует отбору подходящих ситуаций ролевых игр и последующему поведенческому тренингу в ролевых играх.

Например, навык "установление контакта" состоит из следующих компонентов:

Когнитивные техники:

  1. знание мест, где можно встретить подходящих для знакомства людей;
  2. знание фраз, с которыми можно обратиться к другому;
  3. знание тем, на которые можно вести  продолжительный разговор.

Поведенческие техники:

  1.  умение обратиться к другому;
  2. умение вести продолжительный разговор;
  3. придти к соглашению о последующей встрече;
  4. организовать что-либо, в чем заинтересован и партнер.

Содержание когнитивных техник создается активными действиями самих клиентов. Клиенты, например, сами предлагают варианты мест, подходящих для контакта; составляют список фраз, с которыми они могли бы обратиться к другому, и тем, на которые они в состоянии долго и интересно говорить. Чем обширнее будут эти списки, тем легче будет тренировать поведенческие навыки.

Ситуации ролевых игр в программе также (на основе одной-двух демонстрационных ролевых игр) предлагают сами клиенты. При этом каждую ситуацию подразделяют на несколько компонентов, частично изменяя которые, можно усложнить или облегчить ситуацию. Это:

  1. время/место;
  2. партнер;
  3. собственные действия;
  4. поведение партнера;
  5. компоненты собственного поведения.

В п.3 описывается тренируемое поведение, в п.5 - его отдельные компоненты, за которыми клиент должен следить в ролевых играх.

Ситуации к каждой из поведенческих техник в программе разыгрываются трижды - на низком, среднем и высоком уровне сложности.

Предполагаемым результатом тренинга является способность клиентов осознавать и проговаривать свои потребности, интересы и желания (осознание), способность целенаправленно и со знанием дела планировать осуществление интересов и желаний (планирование) и - собственно формирование навыков для осуществления своих планов в реальной ситуации, находя подкрепление во внутренней и внешней среде (действие).

Этот комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих навыков, по мысли авторов, и составляет социальную компетентность, создающую возможность оптимального развития и самореализации клиентов. С нашей точки зрения, речь идет скорее о тренировке уверенности в себе. 

 F. J. Feldhege, G. Krauthan Verhaltenstrainingsprogramm Zum Aufbau Sozialer Kompetenz (VTP) Springer-Verlag, 1979

 

Автор: 

Владимир Ромек

Источник: 

Оригинальный текст

Категория: 

Счетчики

 
Zamonlar Osha 2